"Мухинские" статьи про Break-Dance

статья 1 из 6

<< НАЗАД      ВПЕРЕД>>


Брейкданс - танец или набор движений?
(статья-размышление)

       То, что брейкданс – это танец, понимают далеко не все би-бои. Многим он кажется лишь набором упражнений, не зависящих от музыки. Это неправильно в корне. Я понимаю простых неискушенных зрителей, которые думают, что брейк – это геликоптер. Как то мне сказал один знакомый – «Надоело уже смотреть на вращения, хочется чего-нибудь интересного!» Если уж таково мнение народа, то самих би-боев (особенно некоторых) так уже задолбали стандартные связки пауэрмувов, что чуть не тошнит. Не правда ли, что шутка, повторенная дважды, становится смешнее вдвойне? Почему же тогда повторение всяких хедспинов и геликов, причем точно так же исполненных, до сих пор не карается законом? Нужно издать Новый уголовный кодекс би-боинга: брейкеры (не поворачивается язык назвать их танцорами), замеченные в умышленных повторах и злостном плагиате, будут дисквалифицироваться до конца баттла, дабы не вызывать чувства сонливости либо отвращения у зрителей, а особенно у судей. Брейкданс должен прежде всего оставаться танцем, на сегодняшний день танцем можно назвать лишь «верх», но к сожалению, он не отражает весь спектр возможностей брейка. Остальное би-бойское население делится на две большие группы – пауэрмувщики и стайлеры, которые, кстати, тоже подразделяются на подгруппы.

       Пауэрмувщики – самая, по-моему, нетанцевальная группа брейкеров, потому как что ты будешь делать «аертвисты» под Music Instructor, что под Wu-Tang, суть от этого не изменится. И «аертвист», естественно, «аертвистом» и останется. Многие возмутятся, мол, почему не изменится? Если меня прет от «Супер соника», то вероятней, что пауэрмув тоже будет получаться лучше! Да, это конечно так, есть такое слово «разносить», то есть под воздействием музыки или просто хорошего настроения делать фишки, которые в обычное время получаются с трудом. Но в данном случае мы видим лишь РЕЗУЛЬТАТ музыкального воздействия – музыка является стартовой опорой движения, существовавшего ранее в мозгу би-боя. И этим стартовым воздействием все и ограничивается, потому что делать, к примеру, «аертвисты» под музыку сможет наверное, только Руин. Кстати, я только сейчас понял, что не могу вспомнить ни одного музыкального сопровождения к любому из пауэрмувских баттлов, взять тот же баттл Ruin & Caveman VS. Poizon & Kareem или германские битвы. Я знаю, что в последних по жизни играет какое-нибудь немецкое электро, но какое – хоть убей, не помню… Придешь, бывало, на тренировки кое-каких кировских команд, делающих упор на powermoves, и думаешь, а зачем здесь музыка играет? То ли они ее слушают, то ли что-то еще, но связи между движениями брейкеров и звуками, льющимися из магнитофона, я обычно не наблюдаю. Зрелище, я вам скажу, угнетающее, особенно для человека, выросшего на хип-хоповых танцах MC Hammer’а и привыкшего к тому, что танцевать надо в ритм. Ну ладно, предположим, что брейкер в музыку мало-мальски попадает, и uprock у него не такой галимый, как у «5 amox», то есть видимость танцующего перца он создать может. Но вот доходит дело до самих, так сказать, «силовых движений». И тут оказывается, что «джентельменский набор» типа flare, windmill, swipe, babymill и headspin на серьезных баттлах не помогает. Предположим, выходит человек и делает все эти элементы в одной связке. И что? В следующий раз ему тоже выходить с этими же элементами, но исполненными в другой последовательности? В таких случаях баттл превращается в геморрой. Я сам был свидетелем, когда брейкеры двух команд чуть не по 10 раз кряду выходили и делали хедспин, причем каждый последующий выход отличался от предыдущего лишь временем кручения на голове без рук. Смотреть на эту тягомотину было отнюдь не весело. Я раньше, как и все начинающие брейкеры, тоже считал себя пауэрмувщиком и разучивал элементы. Я научился всего понемногу, и, хоть не кручу гелик со страшной скоростью, ничуть от этого не страдаю. Со временем до меня дошло, что силовые элементы были придуманы не затем, чтобы делать только их, а для того, чтобы вставлять интересные фишки в брейкерские выходы. Какой прикол сделать 50 оборотов flare, а потом взять и уйти, когда можно сделать оборот flare – гвоздь – фриз – 99 – flare – headglide – track-фриз. Сделать это, конечно, будет посложнее, но как говорил Poe-1 – «If you lack in something, you gonna lose this battle!» А если не можешь сделать что-то сложное, то поразмысли над имеющимся у тебя арсеналом и изврати пару-тройку элементов. Cказали мне как то ребята из команды «Full force» в ответ на укор в их сторону, что тырят они фишки из видео, - «А откуда мы их возьмем?» Я им чуть шеи не свернул, че-слово!… Но с другой стороны призадумался, почему у одних людей получается придумывать новые угарные приколы, а у других – нет.

       Итак, во-первых, чтобы что-то придумать, нужно представлять, в каком направлении ты собираешься придумывать фишку. Или это будет фриз, или трикс, или пауэрмув какой-нибудь извратный. Идем дальше – так или иначе, но для правильности выбранного направления нужна информация о тех составляющих, из которых эта фишка будет сложена (т.е возможно вообще ее сделать или нет и на основе каких элементов будет фишка основана). Насчет информации сложнее, в провинции би-бойское видео достать труднее, чем в столице, это по-любому. Но есть выход. Трудный, но выполнимый, для этого необходимо быть уже чуть-чуть «извращенным» брейкером. Берешь, к примеру, фриз, который тебе понравился и который ты умеешь, немного его переделываешь, чтобы не было похоже на оригинал. Ножку там согнул в другую сторону или руку куда-нибудь засунул… Потом обязательно нужно придумать заход на этот фриз. Здесь тоже несколько вариантов: зайти с другого фриза, зайти с трикса или зайти с пауэрмува. Первый и третий варианты не вызывают вопросов, а вот второй… Сами по себе триксы – такие вещи интересные. Они состоят из трех частей: заход, сам трикс (одно или несколько движений в комплексе) и данный фриз в конце. Самый главный момент, из которого строится построение всей этой бодяги – вы должны представить себе, что бы вам хотелось увидеть (какой трикс) лично, чтобы вы вообще от него офигели. Представить это, если честно, не так уж трудно. Гораздо сложнее сделать, чтобы не разбиться в кровавую лепешку. На данном этапе разложите трикс на элементы и проанализируйте каждый из них на вопрос возможности его выполнения на существующий момент вашего брейкерского развития, и на предмет максимально легкого перехода из одного элемента в другой. Сначала попробуйте все сделать медленно (но это не всегда применимо), а потом – на максимальной скорости. Если сразу не получится или один из элементов трикса лежит за пределами ваших возможностей, то замените его на подобный по зрелищности, но менее трудный. И снова тренируйте. Фриз в конце добавляется для неожиданности, и зайти на него желательно как-нибудь так, чтобы чувство странности увиденного у зрителя переросло в чувство нереальности. Трудно писать о таких вещах, лучше было бы показать… Главное – нагнетать обстановку перед финальным фризом. Кстати, фриз не обязательно подразумевает под собой стойку на руках или на голове, это может быть любая поза, выполненная неожиданно, а главное – в тему (так что не совсем правы люди, утверждающие, что заканчивать комбо фризом – это тоже ГОСТ. Что такое ГОСТ – см. ниже). Трикс можно впихивать и в пауэрмув, от этого он выглядит разнообразней и страннее.

       Самые, на мой взгляд, нестандартные пауэрмувщики, это Caveman (LA Breakers), Moy (Havikoro), Ivan (Stylelements), Lil’ Kim (Scarecrows), Jo Chung-Hoon (Rivers), Chino (Breaks crew), Kareem (Rock force & Devious). Но величайший извращенец пауэрмувов, это безусловно Ruin. Комбинировать пауэрмув как стайл и придумывать переходы во время самой связки – верх мастерства, «биг респект» тому, кто сможет еще и сочетать элементы с музыкой. Но в такую степь углубляются лишь истинные фанаты и те, кому это легко дается. Как же быть тем, кого природа не наделила столь быстрой реакцией, железными мускулами и идеальным чувством баланса? Танцевать верх? Не обязательно. Специально для таких «неразвитых» личностей был придуман стайл. Немногие могут оценить его истинную красоту и бесконечное разнообразие фишек и фризов, мешает недостаток информации. Для того, чтобы реально захотеть научиться танцевать стайл, нужно увидеть его в идеале. Я выделяю несколько стилей стайла в зависимости от его дислокации на земном шаре:
       1. Американский стайл. Упор делается не столько на footwork, сколько на самопридуманные фишки, приколы и фризы. У американцев существует свое название этому явлению – freezin’ style. В том виде, в котором он зародился, стайл в Америке встречается довольно редко. По крайней мере за последнее время я почти не видел стайла, акцентированного в основном на footwork. Футворком старого образца занимаются «Rock steady crew». Каждый американский би-бой стремится развивать свой собственный неповторимый стиль, поэтому брейкеров можно узнать даже в темноте и без очков только по паре его движений. Можно разделить стайл на Westside style и Eastside style. Westside – все понятно, это Eric, Do Knock, RoxRite, Reveal и подобные «рокфорсы». Eastside – это стиль извращений от Eckzooberant, Bebe, Boorock, в котором футворка очень мало, и фризы соединяются между собой связками нестандартных фишек.
       2. Канадский стайл. Доминирующий стиль брейка в этой стране. Малые дети, только встав на ноги, начинают разучивать дорожки, скрэмблы и прочие футворки, так что годам к 12 из них вырастают стайлеры мирового уровня. Не беда, что к этому времени они не умеют гелик, но зато могут биться хоть часами без перерыва и делать при этом все новые замученные комбинации. Мне лично этот стиль наиболее близок, он очень приятно смотрится, как будто торт ешь.
       3. Французский стайл. Близок к канадскому, но не настолько приятен. Если исключить таких гуттаперчевых инопланетян, как «Division alpha», то остальные будут представлять собой общую массу неплохих стайлеров. Есть, конечно, развитые личности, но они не больше, чем исключения. Остальные делают слишком уж ожидаемые фишки и незамученный footwork.
       4. Корейский стайл. Смесь стайлов и пауэрмува, очень необычное сочетание, но смотрится угарно. Отвязные корейцы гнутся как ивовые пруты, лишь бы встать во фриз из любого элемента и движения. У меня даже такое подозрение, что они все там из Шаолиня. Очень сложен для освоения, особенно трудно любое падение оборачивать себе на пользу и делать из него фриз. Законы тяготения и несовершенство вестибулярного аппарата в Корее, по ходу дела, не действуют. Подобный же стайл существует в Бразилии.
       5. Японский стайл. Японцы, хоть и от Кореи недалеко, но по мощи и выносливости стоят на ступень ниже своих соседей. Стайл у них больше направлен в сторону выворачивания конечностями в разные стороны и незамысловатых фризов. В общем, по скорости выполнения – Корея, а в остальном – Канада и Франция.
       6. Насчет европейского стайла я пожалуй хвалебно распространяться не буду, так как представлен он в основном «футворком», простым и неугарным, ну в общем существует он в том виде, в котором и был придуман.Достаточно посмотреть на изыски «Dynamix», «Second2None» (ну пожалуй только Аса танцует интересный стайл), «Deep trip», а особенно на «сумасшедшего» Crazy из «Crazy force crew», то станет ясно, что дальше ГОСТа (т.е «стандарт», авторство термина принадлежит Twisty J) дело не пошло. Вот что мне понравилось, так это стайл от Speedy и Storm, сразу узнаваемый стиль. «Addictos» тоже неплохи, но держатся в основном за счет фризов.

       Теперь о России… Я был очень удивлен, узнав о том, что даже в Москве мало людей, танцующих «в музыку», и не верил до тех пор, пока не посмотрел «Hip-hop fight». Действительно, их оказалось не так много, как хотелось бы. Ладно стайл, были прикольные штуки, но uprock меня просто заворожил. Я так понял, что би-бои делятся на «продвинутых ака прикольных» и «непродвинутых ака попсовых», то есть «непродвинутые» делают обычный uprock, в какой-то мере даже «пауэрмувский» (хотя потом делают стайл), ну, знаете, прыгают из стороны в сторону, не сгибая ноги в коленях и размахивая руками. «Продвинутые» же наоборот – скачут как козлики, чуть не падая на землю, ручки болтаются как плети, ножки волочатся по земле. В общем, uprock в стиле «пьяный мастер», или «скачущий тигр, плюхающийся дракон». Причем ни те, ни другие в музыку не попадают. Но меня вообще порвало от одной девушки (не буду называть имени, может быть я ошибусь J), которая делала все суперфлегматично! Перед выходом так нехотя встает, поправляет штаны и без всякого апрока – хлобысь! – фляк и сальто, потом еще чего-нибудь делает, снова неторопливо поправляет штаны и, повернувшись задом к соперникам, так же неторопливо садится. Зрелище удручающее, не для слабонервных! Из этого вытекает еще одна заповедь «танцев под музыку» - умей достойно уйти! Если би-бой даже в начале выхода танцевал uprock под бит и прикалывался как мог, но в конце упал на четвереньки жопой кверху и ни на кого не глядя уехал на коленях в свой угол, оттталкиваясь руками, как так и надо, то ничего кроме презрительных смешков или по крайней мере легкого замешательства это у соперника и зрителей не вызовет. И потом к этому брейкеру будет соответственное отношение. Пример из практики – я сам наблюдал, как один из кировских бибоев несколько выходов начинал, вылазя на танцпол на четвереньках, а заканчивал в таком же положении, а иногда еще и лежа, так и уползая обратно. Ничего потешней я не видел и поэтому неприлично смеялся (хорошо, что он этого не слышал, так как смотрел я баттл в записи). Самое отстойное, что у нас в Кирове такая же ситуация, которую я описал выше, но к счастью имеются все же люди, умеющие uprock и стайл под ритм и поддерживающие культуру правильного «входа-выхода» на танцпол. Все-таки танец – это цельная вещь, в бальных танцах же никто не тормозит и не встает раком у всех на виду. Проблема в том, что почти все бибои не имеют танцевальных навыков, а учат брейкданс с геликоптера или дорожки, и пока у нас в стране не будет школ брейка, в которых бы учили по уму, т.е. уделяли бы внимание и танцевальной составляющей брейкданса, uprock’у и вообще поведению танцора в музыкальном «пространстве», то все так и останется, как есть. Единичные случаи ТАНЦУЮЩИХ брейкданс людей в огромном море ДЕЛАЮЩИХ брейкданс. И именно на этих единицах все и держится, глядя на них хочется развиваться дальше, чтобы познать РЕАЛЬНЫЙ УГАР СЛИЯНИЯ музыки и движений!

       Итак, несколько пунктов, которым желательно следовать, чтобы угарно колбаситься на танцполе и запомниться окружающим:
       1. Поначалу выучить несколько хип-хоповых или апроковых движений и разнообразно комбинировать их под музыку.
       2. Можно вообще отказаться от хип-хопа и апрока и творить всякие «нелепые» неожиданные штуки, но тоже под музыку. Это достаточно сложно, поэтому в идеале нужно выполнять пункт 1.
       3. Стайл лучше всего делать в бит, особенный плюс – если вы знаете песню, тогда можно подгадывать прикольные фишки и фризы в нужное время.
       4. Пауэрмув интереснее выглядит в виде триксов, и чем больше элементов в нем присутствует, тем лучше. Но это не значит, что нужно делать связки по полчаса.
       5. Чтобы поразить всех оригинальностью, не обязательно разбиваться в кровавый блин в попытках замесить невиданную доселе связку триксов. Переберите свой арсенал skills и пофантазируйте, как можно на них поприкольней зайти и во что необычней перейти. Уверяю, даже небольшого набора фишек достаточно, чтобы придумать интересную комбу.
       6. Запомните, все падения и обломы можно обернуть себе на пользу, хорошо обыграв их. Все подумают, что так и было задумано. Это лучше, чем валяться, как мешок с песком, посреди танцпола.
       7. Поддерживать культуру «входа-выхода» (см. выше), не портить окружающим настроения.
       8. На фишку противника не отвечать этой же фишкой, это тупо.
       9. НЕ ТЫРИТЬ ФИШКИ И НЕ ПОВТОРЯТЬСЯ!
       10. Пожалуйста, бибои! Не заучивайте связки по футворку, от увиденных в сотый раз связок коробит! К тому же это скучно и выдает недостаточный уровень брейкера. Только импровизация!
       11. Раз уж на то пошло, то желательна ИМПРОВИЗАЦИЯ во всех стилях, но иногда это очень трудно сделать.
       12.НЕ ТАНЦУЙТЕ С ПОСТНЫМИ РОЖАМИ! Баттл – ЭТО НЕ БИТВА на жизнь или на смерть, а способ хорошо проводить время. Во время баттла нужно угорать и прикалываться, а уж если проиграл, то обижаться не стоит – подумаешь! А вот если не перло и не разносило, то даже если выиграл, до будет неприятный осадок на душе. Тогда можно немного попечалиться, но лучше не прямо на танцполе.

       В общем-то пока все, но хотелось бы еще сказать пару слов о недостатках, в изобилии присутствующих на шоу российских (и стран СНГ) команд (я думаю, это тоже относится к недопониманию философии брейкданса):
       1. Все очень любят вставлять в шоу инсценировку драк, убийств и воскрешений. Или еще пинают друг другу под жопу перед выходами, а тот, которого пнули, машет в сторону «обидчиков» ручкой, типа «ну да фиг с вами!» Я видел такое миллион раз и это достало!
       2. Или изображают пьяных, что очень неприятно смотреть. И еще могут изображать групповую смерть или расстреливать друг друга или зрителей из «автоматов», а если умирает один, то его обычно бьет током.
       3. Самое гнусное – это инсценировка батта, или что еще хуже – бибойской разминки, когда все потягиваются и наматывают бинты. Раздражает появление на сцене «левых» персонажей – «ребенок» в пеленках, делающий хедспин, всякие стриптизеры, милиционеры, водолазы и подобная шняга, обычно это появление бывает «че-к-чему».
       4. Ужасно бесят речевые вставки из разных мультиков и фильмов. Во-первых, обычно ничего не понятно и в зале слов не разобрать, во-вторых – такие вставки тормозят шоу и как всегда к нему совершенно не относятся. По идее, эти нарезки по задумке команды должны заставить зрителей улыбнуться. Ага, обхохочешься! Уснуть можно. К этой же категории относится и псевдо-бормотание в воображаемый микрофон под рэпак или просто рэпперский базар.
       5. Тоже неприятно, когда из зала выжимают аплодисменты, как делает половина «Реактивов» (по крайней мере раньше, не знаю как сейчас). Ты уж замеси сначала что-нибудь крутое, а потом и ручками размахивай, типа «похлопайте мне, а то у меня ничего не получится!» Да и то, если что-то сделал, лучше нормально уйти, а не расплескивать повсюду свои понты. В такие моменты хочется не хлопать, а скроить саркастическую рожу.

       Вот так. Если вы узнали по этим записям куски своего шоу, вам лучше подумать, а понравится ли оно окружающим, и не будут ли они засыпать от скуки и говорить «ну вот опять!L», вместо того, чтобы кричать «ХоооУ! %)» изо всех сил! Думайте сами, решайте сами…я лично лучше бы провалился в объятия Морфея, чем его смотреть (хотя мне, если честно, в ТАКУЮ ПАДЛУ делать шоу! Так что считайте, что это мнение человека со стороны…) Кстати, некоторые бибои в баттлах изначально относятся негативно к любым выходам брейкеров из команды противника. Даже если те делают реально крутые штуки, и все вокруг ликуют, они делают недовольные лица и машут ручками, типа «да ну нафиг, было отстойно», или передразнивают, делая всякую галимую лажу. Яркий пример – французы «Vagabonds», из которых один Salah ведет себя нормально. Такое поведение выглядит довольно самонадеянно и глупо, так как еще не факт, что они смогут повторить увиденное, от этого пахнет дешевыми понтами. Если уж ты видишь что-то крутое, то порадуйся вместе со всеми, елы-палы, не каждый день видишь такие угары. К тому же надо относиться уважительно к команде соперника, особенно если они к тебе относятся так же. Конечно, не помешает немного здорового сарказма, но знайте грань между сарказмом и неуважением.

       Ниже списочек брейкеров, которые выделяются оригинальностью, и от которых можно подчерпнуть массу нового в плане расширения границ брейк-сознания (не подслить фишки, а поучиться). Benji (по-любому!) плюс вся Division Alpha, Midas (Originality Stands Alone), все Ground Zero (!!!), Elsewhere, Skywalker, Squid, Dirty Abe, все HaviKORO, Caveman (LA Breakers), все Stylelements и Sour Patch Kids, Mike Boogie (E-Rock), Rockadile, Roland (Flexible Flav), все Circle of Fire, Juse Boogie (Massive Monkeys), Dyzee (Problems Cru), Deadly Mike, Rawbzilla, RoxRite, 2Sweet (Breaks crew), Cloud & Venom (Skill Methods), K-mel, Super G (Dynamix), Reveal, ну и еще все японские и корейские команды, и пауэрмувщики, упомянутые выше. Сорри, я уверен, что многих пропустил, т.к. написал тех, кого вспомнил сразу. Спасибо тем, кто дочитал этот «научный труд» до конца, надеюсь, что сторонников моей точки зрения на брейкданс достаточно. Поэтому, если вы с чем-то согласны или не согласны, пишите! Скукотища rest in peace, угар форева!!!!

Da Slan (Da Floor Wipers\Мертвые Мухи)



<< НАЗАД      ВПЕРЕД>>

Мертвые Мухи © 2009-2011